«ФУТУРИСТИЧЕСКИЙ УЗОР»
(из авторской книги)

     

RU
Предисловие
Мысли, кратко изложенные в этой работе, были накоплены в течение ряда лет. Постепенно, на больших и маленьких листах и просто на попавших под руку клочках бумаги накапливались принципы и основы теории моего творчества, подкрепляясь одновременно живописными, графическими и прикладными произведениями. Эти мысли требуют дальнейшего развития и расширения. В данной работе изложены лишь пункты, своеобразный остов большой книги, которую, надеюсь, мне удастся издать в будущем.
Зарождение новой художественной концепции.
В области искусства в настоящее время есть сильное желание найти какую-то новую форму, но при нигилистическом отвержении всякой конкретной позиции в искусстве, поиск идет путем проб внедрить в производство произведений любые материалы и способы воздействия.
Соответственно, мы возвращаемся к опыту прошлого, к первоисточникам, видя в них живой первичный смысл. Именно сейчас на переломе эпох, как и на рубеже 19-20 веков, когда художественное движение футуризм делало свои первые шаги в искусстве, появился принцип создания изображения, корнями уходящий в древность.
В моей концепции футуризм раскрывает задачи, поставленные в начале 20 века. Он берет начало в глубокой архаичности, на смену которой за три-четыре последних века пришло иллюзорно-эмоциональное мировосприятие, которое к началу 20 века перестало удовлетворять ментальность русского человека. И при «удобном случае» (1917 год) проявилось сопротивление внешнему выражению формы. Именно русский футуризм стал искать пути в архаическом прошлом, желая возвратить первичное видение образов, но этот поиск закончен был на этапе отвержения старых форми первичных поисках новых. В наше время, спустя сто лет от начала его возникновения, появилась потребность продолжить развитие футуризма.
Изобразительный стих и основа моего творчества.
Футуризм начала 20 века прежде всего нашел свое выражение в области литературы. Тогда произошло резкое изменения классической формы стиха, но, тем не менее, он представлял из себя словесный стих, оперирующий традиционными методами, буквами, которые могли обозначать те же слова, с той разницей, что они были искажены и имели ассоциативный смысл более, чем натуральный. Изображение и текст находились рядом, и текст стремился к изобразительности, а изображение стремилось к знаковости выражения. Рисование образов, хотя и являлось важной составляющей частью текста, но сами тексты не являлись чисто изобразительными стихами. То есть не произошел полноценный переход футуризма из области литературы в изобразительную область.
В последнее время многие художники тяготеют к использованию текста на изобразительной поверхности, но он при этом является либо символическим, либо декоративным. При попытке изобразить непосредственно буквы или слова на холсте, они все равно остаются буквами и словами, — и литература вторгается в изображение, но по-прежнему имеет свою силу, как БУКВА. И тут рождается идея принципа буквы-изображения — футуристического изобразительного стиха.
Эта идея в моем творчестве проявилась, как футуристический узор — некое явление чисто изобразительного порядка, где стих является не литературно-смысловым, а изобразительно-смысловым и по своей форме определяется, как ассоциативный знаковый принцип, выходящий из области бессознательного.
В ходе размышлений и собственно творческой работы в этом направлении, в формировании футуристического узора, сложились некоторые принципы моего творчества, которые изложены далее.
Принципы концепции:
1. Принцип абстрактного видения
2. Принцип футуристического стиха
3. Принцип знаковой системы (языка) — кисти, рисующей знаковую систему
4. Принцип иконописи
5. Инсталляции и перформанс. Принцип воздействия на зрителя.
Расшифровка принципов:
1
Суть принципа — пребывание художника в состоянии, определяющем делание изображения, исходящего из бессознательного.
Абстрактное видение появилось в соответствии с имеющейся теорией бессознательного, где художниками изображались лишь начальные всплески-ощущения, как фиксации момента времени, но в своем множестве этих всплесков, рождающие ассоциативную картину.
В контексте моего творческого видения этот всплеск уже продолжается и рисует завершенный образ и их множественность имеет возможность продолжения этих всплесков, когда завязывается футуристический стих. Система изображений, перетекающая в своих формах, одна в другую и образующая даже реалистически узнаваемые образы, в отличие от того, когда узнаваемые образы даются, как вспомогательное средство в картине. Здесь происходит формирование образа, исходя из его структурной сути, которую художник, находящийся в определенном состоянии реализации бессознательного момента, гармонизирует это движение, приводя его в систему. Его состояние должно быть настолько уравновешенным и находиться в одном психоэмоциональном ритме, что мгновение бессознательного растягивается на все протяжение времени работы над картиной. Данное делание обращается к древним практикам мистического созерцания восточного толка, где вырабатывались системы удерживания на одном уровне психоэмоционального состояния, длящегося довольно длительное время, и пребывания в нем постоянно.
2
В данной концепции, произведение должно являть собой изобразительный футуристический узор, исходящий из области бессознательного, подобно абстрактному принципу, но с той разницей, что он имеет не отрывочные элементы фиксации временных промежутков, а их завершенность в законченности и связанности со всей системой элементов, вытекающих одно из другого. Художник, на протяжении делания картины, одно бессознательное и определенное и зафиксированное мгновение связывает с другим и выстраивает футуристический узор, который заполняет всю плоскость картины. Этот «узор» удовлетворяет возможность изображения форм, рожденных производством промышленности и утилитарных принадлежностей человеческой деятельности и вообще любых предметов живой и не живой материи в совокупности, избежав эклектичности и дисгармонии и не являясь сюрреалистическим.
3
Принцип древних узоров, которые в своем единстве давали рациональное видение знака и только потом формировали иероглифы и позднее буквы. Суть буквы, текста, изображения присутствует только тогда, когда есть информация, невидимая в них, если же информация уходит, в силу ненужности социальной, то смысл изображения буквенного текста утрачивается, в отличие от образов, созданных изобразительным путем.
Принципиально важен изобразительный ряд, который выражен не в прямой узнаваемости, а именно в таких образах-знаках, их движениях, пересечениях, где формируется бессознательный язык узнаваемости.
Таким образом, мы подходим к первоязыку, который, был единым языком. Такой язык внутренне связывает всех людей воедино. И этот язык есть именно системно-знаковый, только эти знаки очень многочисленны и мы только начинаем подходить к их объединению, универсальному пониманию. Футуристический узор или футуристический стих как знаковая система и есть письменность, которая обозначается, как имеющая тяготение к возврату к утраченному единому языку искусства.
Подобный принцип создания лежит, к примеру, в основе уличных граффити, где в свободе создания изображения просыпается тот самый первозданный знаковый язык.
4
Иконопись строится в подобном формально-футуристическом ключе. Художник, писавший иконы в древности, постоянно пребывал в состоянии внутреннего делания, где это состояние претворялось в движения кисти. Система построения движений в иконописи очень гармонична, благодаря пребыванию в бессознательном. Но если абстракционист фиксирует ассоциативные моменты временных промежутков, то человек, писавший иконы в древности, не нуждался в специальном вхождении в область бессознательного, поскольку он там жил, и в полноте начинал жить с момента начала делания иконы и до ее окончания.
5
Подобно живописи и графике, такие современные виды искусства, как перформанс и инсталляция, входят к контакт со зрителем только в том случае, если в процессе их создания художник пребывал в бессознательном состоянии. То есть, когда перформанс строится просто по законам шоу, вводя человека в экстатическое состояние и воздействуя лишь на психику, то он теряет смысл и как перформанс и как искусство. Психика должна начинать работать только после сознания.
После первичного восприятия в первую очередь реагирует сознание и только потом вступает психика и чувства. Сознание является не диктатором, но обязательным этапом прохождения идеи к зрителю.
В данной футуристической концепции инсталляция и перформанс без прохождения через сознание не рассматриваются как искусство, а по своему воздействию являются лишь психическими возбудителями.
Проекция в будущее.
Данная концепция имеет большой потенциал развития непосредственно в процессе создания произведений на плоскости (живопись, графика), в пространстве (инсталляция, перформанс) и дальнейшей разработке теоретической части.
___________________________________________________________________________________________________________________________
FR
Un vers futuriste et plastique.
Quand le dessin de la lettre devient image etnon texte .
Selon ma conception, le futurisme ouvre des problèmes posés au début du XX -ème siècle par des futuristes russes . Cent ans après on a bésoin de continuer son développement.
Maintenant plusieurs artistes ont l’inclination à utiliser un texte sur une surface plastique, mais le textereste tout de même ou symbolique ou décoratif.
Quand on essaie de représenter sur la toile des lettres et des mots ces derniers ne restent que des lettres et des mots.
Donc la littérature pénètre dans la représetation imagée , LA LETTRE a sa force comme toujours .Alors l’idée du principe de lettre — image , l’idée du vers plastique futuriste qui est une matrice de n’importe quel tableau . C’est une langue du domaine de l’inconscient .
C’est au cours de mes réflexions et de mon tavaill créateur dans cette tendance, c’est pendant la formation du dessin futuriste , que certains principes de ma création se sont formés.
Les principes de ma concéption créatrice :
Le principe de la vision abstraite (moment fixé);
Le principe du vers futuriste(la multitude des instants entrelacés dans une image) ;ê
Le principe du système des signes (de la langue) — n’importe qulle représentation ou quel texte sont formés à l’aide des signes ;
Le principe de la peinture d’icônes (le traval inconscien);
L’installation et la performance.Le principe d’influence sur le spectateur (la conscience c’est une étape obligatoire pour le passage de l’idée au spectateur:
___________________________________________________________________________________________________________________________
EN
The aspiration of a text to the visual concept and that of the image to the language of signs could have already been observed in Russian Futurism in the early 20th century. In a hundred years time, in the 21st century, this trend is being resumed. Nowadays a great number of artists gravitate towards the usage of a text and numbers on a pictorial surface and at the same time the text has a literary or decorative concept of expression. The same thing happens with spontaneous drawings on fences, in public entrance halls and on garage and house walls, drawings without objects, where words are longing to become images.
On the other hand we can observe the usage of a text in product advertisement, that is banners and promotion posters, that are longing for transformation and transition to the sign language, e.g. commercial slogans and names that are transformed into images but have a utilitarian sense.
Both of those tendencies have defined the emergence of a creative concept of Futuristic Pattern where a graphic text is a matrix of any composition. Futuristic Pattern is a concept of a purely graphic method where a text is not literary-semantic but graphic-semantic and is defined by its form as an associative sign concept emerging from the unconscious.
©shukov.ru Все права защищены, 2014
+7-915-375-88-06
v-shuk@mail.ru